Основные направления активного обучения.
Исходя из вышеперечисленного, выделились три важнейших направления, улучшающих качество обучения в сравнении, как с традиционными методами, так и со всеми перечисленными методами и средствами обучения:
― это оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов;
― оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения;
― моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого — дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки врача.
Речь идет не только о высшем медицинском образовании, но именно о медицине. Игровая имитация врачебной деятельности широко доступна и целесообразна не только в условиях мединститута, но и в рядовой больнице и поликлинике. Высшее медицинское образование построено на нозологическом принципе мышления и обучения, когда в основе темы лекции, практического занятия, экзаменационного билета лежит название нозологической единице, т.е. собственно заведомо известный диагноз, например, рак легкого, язвенная болезнь желудка, болезнь Боткина и т.п. Смысл учебной игровой имитации заключается в том, чтобы воспитать у студента и врача практическое умение безошибочной дифференциальной диагностики, клинически сходных заболеваний, экономного установления достоверного диагноза и оптимального лечения больного в кратчайшие сроки. Если назвать клинические игры по нозологической единице, то никакой игры в принципе не получится, ибо уже из самого названия игры всем играющим заранее ясны диагноз и лечение. Принципиально важно подчеркнуть, что клинические игры, в основе которых лежит дифференциальная диагностика, а уже потом лечение, должны обязательно называться по ведущему клиническому синдрому или синдромокомплексу. Например, не "острый инфаркт миокарда", а "больной с жалобами на боль в груди". Игра предусматривает только лечение той или иной нозологической единице и призвана отработать у играющих оптимальную систему лечения при уже установленном диагнозе. Такую игру можно называть с указанием диагноза. Выше сказанное справедливо для клинических учебных игр. Очевидно, в медицине появляются игры не клинического характера. В подобных случаях название игры должно соответствовать ее фактическому содержанию (защита годового отчета больницы, заседание МСЭК).
Учебные игры в медицине не должны замыкаться в своей профессиональной скорлупе. Разработчики и потребители игр обязаны следить за тем, что делается в соседних ведомствах, чтобы взять все полезное, что может сформировать соответствующие качества мышления профессиональной деятельности врачей.
Цель учебных игр нужно рассматривать в общем комплексе целей, методов активного обучения. Сгруппировав эти цели, уровни, методы и средства высшего медицинского образования, соотношения их можно выразить следующим образом:
Этап обучения |
Цель обучения |
Уровень обучения |
Оптимальные методы обучения, обеспечивающие достижение цели |
Оптимальный комплекс методов и средств обучения и контроля |
1.Овладение информационной базой учебного предмета |
Усвоить описание болезней, с которыми врач должен иметь дело в своей профессиональной деятельности. |
I-II |
Традиционное обучение с использованием ТСО на основе выделенной главной информации в учебной теме, курсе, целом предмете |
1.Выделение главной учебной информации 2.Логическая структура учебной темы, курса, предмета по синдромному принципу. 3.Методическая разработка-установка для студента на предстоящее практическое занятие. 4.Тестовый контроль усвоения знаний. |
2.Методический инструмент практического использования информационной базы. |
быстро и правильно распознавать конкретные болезни у каждого больного |
III |
Алгоритмизация программирования, моделирования профессиональной деятельности на основе оптимальных принципов мышления. |
1.Обучающий алгоритм. 2.Программированное обучение. 3.Профессиональные задачи. 4.Проблемные ситуации. 5.Учебные игры. |
3.Формирование навыков профессиональной деятельности. |
Быстро и безошибочно распознавать все болезни и успешно лечить всех больных |
III |
Моделирование профессиональной деятельности на основе оптимальных принципов мышления и алгоритмов. |
1.Обучающий алгоритм. 2.Учебные игры. |
Узнайте немного больше
Зрелый возраст мужчины (взгляд врача)
Зрелый возраст для многих мужчин – не только
покорение социальных и экономических «вершин», но и первые серьезные проблемы
со здоровьем. Артериальная гипертензия, сосудистые заболевания сердца, сахарный
диабет, прогрессирующее ожирение, и… ранее казавшиеся абсолютно не ...
Эмбриология человека
Эмбриология
человека, изучение развития человеческого организма от момента образования
одноклеточной зиготы, или оплодотворенного яйцеклетки, до рождения ребенка.
Эмбриональное (внутриутробное) развитие человека длится примерно 265–270 дней.
В течение этого времени из ...