Основные направления активного обучения.
Исходя из вышеперечисленного, выделились три важнейших направления, улучшающих качество обучения в сравнении, как с традиционными методами, так и со всеми перечисленными методами и средствами обучения:
― это оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов;
― оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения;
― моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого — дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки врача.
Речь идет не только о высшем медицинском образовании, но именно о медицине. Игровая имитация врачебной деятельности широко доступна и целесообразна не только в условиях мединститута, но и в рядовой больнице и поликлинике. Высшее медицинское образование построено на нозологическом принципе мышления и обучения, когда в основе темы лекции, практического занятия, экзаменационного билета лежит название нозологической единице, т.е. собственно заведомо известный диагноз, например, рак легкого, язвенная болезнь желудка, болезнь Боткина и т.п. Смысл учебной игровой имитации заключается в том, чтобы воспитать у студента и врача практическое умение безошибочной дифференциальной диагностики, клинически сходных заболеваний, экономного установления достоверного диагноза и оптимального лечения больного в кратчайшие сроки. Если назвать клинические игры по нозологической единице, то никакой игры в принципе не получится, ибо уже из самого названия игры всем играющим заранее ясны диагноз и лечение. Принципиально важно подчеркнуть, что клинические игры, в основе которых лежит дифференциальная диагностика, а уже потом лечение, должны обязательно называться по ведущему клиническому синдрому или синдромокомплексу. Например, не "острый инфаркт миокарда", а "больной с жалобами на боль в груди". Игра предусматривает только лечение той или иной нозологической единице и призвана отработать у играющих оптимальную систему лечения при уже установленном диагнозе. Такую игру можно называть с указанием диагноза. Выше сказанное справедливо для клинических учебных игр. Очевидно, в медицине появляются игры не клинического характера. В подобных случаях название игры должно соответствовать ее фактическому содержанию (защита годового отчета больницы, заседание МСЭК).
Учебные игры в медицине не должны замыкаться в своей профессиональной скорлупе. Разработчики и потребители игр обязаны следить за тем, что делается в соседних ведомствах, чтобы взять все полезное, что может сформировать соответствующие качества мышления профессиональной деятельности врачей.
Цель учебных игр нужно рассматривать в общем комплексе целей, методов активного обучения. Сгруппировав эти цели, уровни, методы и средства высшего медицинского образования, соотношения их можно выразить следующим образом:
Этап обучения |
Цель обучения |
Уровень обучения |
Оптимальные методы обучения, обеспечивающие достижение цели |
Оптимальный комплекс методов и средств обучения и контроля |
1.Овладение информационной базой учебного предмета |
Усвоить описание болезней, с которыми врач должен иметь дело в своей профессиональной деятельности. |
I-II |
Традиционное обучение с использованием ТСО на основе выделенной главной информации в учебной теме, курсе, целом предмете |
1.Выделение главной учебной информации 2.Логическая структура учебной темы, курса, предмета по синдромному принципу. 3.Методическая разработка-установка для студента на предстоящее практическое занятие. 4.Тестовый контроль усвоения знаний. |
2.Методический инструмент практического использования информационной базы. |
быстро и правильно распознавать конкретные болезни у каждого больного |
III |
Алгоритмизация программирования, моделирования профессиональной деятельности на основе оптимальных принципов мышления. |
1.Обучающий алгоритм. 2.Программированное обучение. 3.Профессиональные задачи. 4.Проблемные ситуации. 5.Учебные игры. |
3.Формирование навыков профессиональной деятельности. |
Быстро и безошибочно распознавать все болезни и успешно лечить всех больных |
III |
Моделирование профессиональной деятельности на основе оптимальных принципов мышления и алгоритмов. |
1.Обучающий алгоритм. 2.Учебные игры. |
Узнайте немного больше
Гепатозы
Гепатозы
- болезни печени, характеризующиеся дистрофическими изменениями ее паренхимы
без выраженной мезенхимально-клеточной реакции. Различают острые и хронические
гепатозы, среди последних-жировой и холеста-тический.
Гепатоз
острый (токсическая дистрофия печени, ...
Рак шейки матки
Статистика показывает, что среди злокачественных опухолей у
женщин рак шейки занимает четвертое место (после рака желудка, кожи и молочных
желез), а по показателям смертности - второе. Встречается он в возрасте 40—60 лет, но в последнее время рак шейки
матки стал встре ...