Вербальный способ общения
«Вот именно. Тем более, что я всегда учил своих сыновей быть сильными, а тут сам оказался .»
Пациентка:
«После того, как мне ампутировали молочную железу, я чувствую себя никому не нужной .»
Сестра:
«Вы чувствуете, что окружающие теперь станут меньше общаться с вами?»
Пациентка:
«Да нет, меня не волнует мнение окружающих . (пауза). Вообще-то, конечно, волнует, но не всех .»
Сестра:
«Вас волнует, как к этому отнесутся ваши близкие?»
Пациентка:
«Да знаю я, как они отнесутся . (пауза) , Они даже не навестили меня ни разу »
Сестра:
«И вы на них обиделись .»
Пациентка:
«А вы как думали, конечно! . (пауза).,. Хотя я сама их никогда не навещаю .»
Представить себе эмоциональную жизнь пациента может медсестра, обладающая развитой способностью к переживанию и сопереживанию, т.е. имеющая достаточно высокий уровень эмпатии
— понимания эмоционального состояния другого человека, сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я — с вами»),
«Оценка эмпатии оказалась тесно связанной с такими характеристиками хорошего врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, опытность, сила, искренность и др.» Таким образом, терапевтический эффект зависит от того, в какой мере пациент чувствует себя объектом заботы, чуткости и понимания, т.е. от эмпатической связи
с медицинским работником.
Многие авторы считают эмпатию генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Существуют различные тренинговые методы, повышающие способность к эмпатии и умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. В условиях дефицита времени необходимо развивать «профессиональную эмпатию»
, позволяющую сестре на основе «чтения» экспрессивных элементов поведения пациента проникать в его эмоциональное состояние, а затем всем своим видом и высказываниями показывать ему, что его чувства поняты.
Функции общения
Традиционное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолированно. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между медсестрой и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат, perceptio — восприятие) — в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.
Коммуникативная сторона профессионального общения медсестры с пациентом.
Цель медсестры — выработать определенную точку зрения на сиюминутные и потенциальные проблемы пациента. Коммуникативной стороне общения свойственны наличие:
" обратной связи;
* коммуникативных барьеров;
" коммуникативного влияния;
* вербального и невербального уровней передачи информации.
В контексте общения медсестры и пациента обратная связь
— это реакция пациента на поведение медсестры. Обратная связь призвана помочь медсестре понять, как она сама, ее поведение и предоставляемая ею информация воспринимаются и оцениваются пациентом.
Во время диалога медсестра и пациент постоянно меняются коммуникативными ролями «говорящего» и «слушающего». Поэтому медсестра также выражает свою реакцию — прямо или косвенно. В первом случае информация, поступающая от медсестры («говорящего»), в открытой форме содержит реакцию на поведение пациента («слушающего»): «Я не смогу ответить на ваш вопрос», «Я не приветствую нарушение вами режима», «Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь» и т.д.; реакция может также проявляться жестами и другими элементами невербальной коммуникации. Такая обратная связь обеспечивает адекватное понимание ее пациентом и создает условия для эффективного общения.
Узнайте немного больше
Позвоночник - столб жизни
Самый
древний наш предок - Homo erectus, или Человек прямоходящий, появился на Земле
около полутора миллионов лет назад. Расплатой же за его вполне закономерное
стремление встать наконец на две ноги и гордо распрямить спину стали нарушения
позвоночника, «вынужденного» ...
Вакцинопрофилактика
В
борьбе с инфекционными заболеваниями все большее значение приобретают методы
специфической профилактики. Защита от инфекции при помощи иммунизации известна
уже многие сотни лет. Так, с древних времен китайцы с этой целью втягивали в
нос высушенные и измельченные ко ...