Медицина в средневековой Западной Европе

Преподава­ние велось по той же системе, что и в Салёрно. В 1289 г. школа вошла в состав открытого в Монпелье университета.

На рубеже 13—14 вв. в Монпелье около 10 лет преподавал Арнальдо де Вилланова — питомец Салёрно и Монпелье, один из прославленных врачей Средневековья. Круг его инте­ресов был исключительно широк: он занимался токсикологией (наукой о ядах и противоядиях), изысканием средств для продления жизни и борьбы со старостью, написал книгу о лечебных свойствах вина, составил «Бревиарий» — сжатый очерк практической терапии.

Особенно много сделано им для разработки вопросов диететики и гигиены. В начале 14 в. он, изучая труды Салернской школы, изложил в стихах медицинское кредо этой школы в области диететики, здорового обра­за жизни и методов предупреждения заболеваний «Салернский медицин­ский кодекс». Этот труд, изданный впервые в 1480 г., затем много раз выходил на многих европейских язы­ках (по данным В. Н. Терновского, к 1970 г. «Салернский кодекс здо­ровья» (см.) переиздавался более 300 раз). В целом уровень практической медицины в средневековой Европе был значительно ниже, чем в Византии и стра­хах араб. Востока.

Для фармации эпохи Средневековья характерны сложные лекарственные прописи. Число ингредиентов, нередко несов­местимых по действию, в одном ре­цепте доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия — териак, митридат (опал); основной составной их частью были змеиное мясо и змеиный яд.

Фармация в Средние века была тесно связана с алхимией, которая, преследуя фантастические задачи (поиски «философского камня», спо­собного превращать неблагородные металлы в золото, попытки оты­скать «жизненный эликсир» и пана­цею — всеисцеляющее средство от всех болезней), вместе с тем накап­ливала опыт исследования веществ.

Несмотря на большие затрудне­ния для научной деятельности, соз­данные в Средние века господством церковной схоластики, в двух таких областях медицины, как хирургия (см.) и инфекционные болезни (см.), накап­ливался значительный материал, способствовавший в дальнейшем обо­гащению мед. науки.

Накоплению хирургических знаний, прежде всего практических навыков, способство­вали многочисленные войны. Хи­рурги в Средние века были резко обособлены от ученых докторов, окончивших университеты, и находились в большинстве своем на положении исполнителей, почти слуг.

Резкое правовое и бытовое разде­ление являлось отражением общего сословно-цехового строя Средних ве­ков. Монахам, в руках которых было сосредоточено дело просвещения, за­прещалось заниматься хирургией: « .церкви ненавистно кровопроли­тие»,— гласили постановления ряда церковных соборов. Хирурги, в свою очередь, делились на разные группы: камнесечпы, костоправы, цирюль­ники (они же кровопускатели) и др. Низшую группу составляли бан­щики — мозольные операторы, при­мыкавшие к тому же хирургическому цеху.

Кроме основной массы хирур­гов-практиков, были и отдельные представители академической медицины., профессора университетов, выделявшиеся своей деятельностью в хирургии и оставившие в ней след. Так, успешно работали в области хирургии Саличето, преподававший в Болонском университете, Анри де Мондевиль (Н. de Моп-deville, 1260—1320), преподававший в Монпелье, Ланфранки (Lanfranchi, 13—14 вв.), вынужденный в 1290 г. бежать из Милана в Париж и создав­ший там хирургическую школу, Мондино де Луцци, преподавав­ший в Болонье, и др.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Узнайте немного больше

Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики
Невропатология (от греческого neuron – нерв, pathos – болезнь, logos – наука) – раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы. Предметом изучения невропатологии являются: 1) исследование причин заболевания (этиология); 2) механизмы ...

Cердечно-сосудистая система
Из азов биологии мне известно, что все живые организмы состоят из клеток, клетки, в свою очередь, объединяются в ткани, ткани образуют различные органы. А анатомически однородные органы, обеспечивающие какие-либо сложные акты деятельности объединяются в физиологичес ...