Лекарственные вещества, действующие на нервную систему

Нервная система очень сложная по строению и по функции, обес­печивает регуляцию всех видов деятельности целостного организма. Имеется много лекарственных веществ, направленно усиливающих или ослабляющих активность разных отделов ее. Наибольшее практиче­ское значение имеют вещества, действующие на разные отделы цент­ральной нервной системы, а также на периферические отделы (на хо-линергические, адренергические и афферентные нервы).

Основным элементом всей системы является нервная клетка. Из этих клеток, а также из их аксонов и дендритов, находящихся в опре­деленных взаимосвязях, и состоит вся нервная система. Клетка генери­рует возбуждение в ответ на раздражение и передает его другим нерв­ным клеткам или эффекторным органам. Фармакологическими вещест­вами можно очень дифференцированно влиять на разные части клетки.

Универсальным физиологическим процессом нервных клеток, лег­ко изменяющимся под влиянием лекарственных веществ, является нервный импульс, т.е. волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну. Нервный импульс является единственным носи­телем информации в пределах нервной системы, обеспечивающим сигнальную функцию ее. Он возникает только при изменении электриче­ского поля в поверхностной мембране клетки. В физиологических усло­виях импульсы возникают в рецепторах; там же они легко транс­формируются в электрический ток. Они образуются ив синаптиче-ских соединениях между нервными клетками благодаря изме­нению проницаемости мембран. Поступление нервного импульса в окон­чание пресинаптического конца вызывает образование соответствующе­го медиатора. А последний соединяется с родственными реактивными структурами. Одни медиаторы вызывают деполяризацию мембран, ко­торая в клетке стимулируется и, достигнув определенного критического уровня, сопровождается генерацией распространяющегося потенциала с выражением локального синаптического возбуждения. Медиатор дру­гого строения вызывает повышение мембранного потенциала постсинап-тических реактивных структур, а вследствие этого затрудняется возник­новение распространяющегося потенциала, и активность клетки снижа­ется, т. е. происходит синаптическое торможение. Взаимодействие этих возбуждающих и тормозящих факторов является основой интегратив-ной деятельности центральной нервной системы. В каждой клетке об­разуется только один тип медиатора, по этому принципу различают клетки возбуждающие и тормозящие.

Изучение нейрохимического действия психотропных средств нача­лось почти одновременно с их широким и успешным применением в клинической практике. В значительной мере этому способствовали сде­ланные приблизительно в то же время важные открытия в области фи-

зиологии и нейрохимии мозга, в частности установление активирую­щей роли ретикулярной формации ствола мозга.

В основе современных представлений о механизме действия фар­макологических веществ, изменяющих функции центральной и перифе­рической нервной системы, так называемых нейротропных средств, лежит синаптическая теория (В. В. Закусов, 1973; С. В. Аничков, 1974). Согласно этой теории, местом действия или точкой приложения боль­шинства нейротропных веществ являются межнейронные контакты (си­напсы), где передача нервного возбуждения осуществляется с помощью химических передатчиков, или медиаторов. Хотя для большинства си­напсов центральной нервной системы природа химических передатчиков остается не установленной, многочисленные факты, полученные в фи­зиологических, биохимических и фармакологических исследованиях, свидетельствуют в пользу правильности медиаторной теории передачи нервного возбуждения. В свете этой теории получают объяснение мно­гие фармакологические эффекты психотропных средств (К. С. Раев­ский) .

Фармакологическими веществами можно влиять на разные звенья процессов нервной клетки. И это влияние бывает угнетающим или воз­буждающим.

Узнайте немного больше

Характеристика и значение деловых игр в медицине
Без обучения новых поколений человечество не могло бы существовать и развиваться. Каждый знает, что долгие тысячелетия обучения шло по системе "один учитель — один ученик"… Ремесла наследовались от отца к сыну, от матери к дочери … Средневековые ун ...

Tрихомониаз
Трихомониаз – заболевание, передающееся половым путем, возбудителем которого является простейший микроорганизм T. vaginalis. ...