Врачебная тайна

ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНА

Медицинская деонтология учит тому, что в ряду иных специалистов врач особенно часто оказывается облада­телем наиболее сокровенных, интимных сведений, по­лучаемых от обслуживаемых им больных. Такая ин­формация о сокровенных мыслях и переживаниях боль­ного оказывается наиболее исчерпывающей и точной, а следовательно, и ценной для врача всегда тогда, ког­да больной убежден в доверительном характере своих сообщений и сохранении излагаемых сведений в глубо­кой тайне, т. е. в строгом сохранении профессиональной тайны. Не случайным является то, что доверие к врачу пропагандировалось еще в древние времена. Индийская пословица хорошо раскрывает это: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача—никогда».

С древнейших времен известно существование поло­жений о врачебной тайне, которые были довольно ши­роко представлены в известной клятве Гип­пократа: "Чтобы при лечении - а также без лечения - я ни увидел и ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разгла­шать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной",

а также в задолго предшествовавших ей клятвах жрецов.

Следует особое внимание из этого обратить на то, что не все сведения, полученные от больного являются тайной, поэтому врач должен критически оценивать их. И в этом заложен большой гуманистический смысл.

Врачебная тайна связана не только с тем, что больной или его род­ственник может сказать врачу что-то сокровенное, о чем никто не должен знать из близких и соседей. Существенным обстоятельством может быть также и то, что врач осматривает всего больного в его первозданном ви­де и видит все принадлежащие ему физические достоинства и недостат­ки. И о них тоже никто не должен знать. На данное обстоятельство обра­щали внимание врачи уже далеких от нас времен.

Еще в средние века в одной из грузинских врачебных книг "Цигин саакимон" говорилось по это­му поводу: "В трех случаях врачу вполне доверять больше всякого другого случая. Первый случай касается жизни человека. Второй связан с его иму­щественными благами, третий связан с охраной семейной чести. Когда врач придет в семью, никто не должен скрываться от него, молодые де­вушки должны показываться ему, разрешать щупать пульс и доверять, как пастырю. И они не должны скрывать ни одной части тела от врача, не ута­ивать ни одной жалобы, не скрывать ни одной болезни и душевной тайны. Врач должен быть строгим хранителем, и. надлежит ему быть любящим и преданным делу. Если врач не будет таким, он враг, и не следует допус­кать его в дом . Если врач полностью будет владеть медицинской наукой и будет с легкой рукой и всеми любящий, то милостью всевышнего, что только не дает больному его рука, все пойдет на пользу"

(Цигин саакимон (Врачебная книга). Отсюда и вытекает правило, что если врач узнал о человеке как о нем самом, так и о том, что волнует его, все это должно сохраниться лишь в его памяти. Первые указания на запрещение врачом разглашать профессиональную тайну содержали такие законода­тельные акты, как эдикт курфюрста Бранденбургского Иоакима 1 (1512), Прусский врачебный эдикт (1725), прусский уголовный кодекс (1794), французский Соde Репаl (1810) и др.

Во всех законодательных актах феодальных или бур­жуазных государств учение о врачебной тайне включа­ло два главных положения: прежде всего констатацию того, что врач должен сохранять в тайне все те сведе­ния, которые доверены ему больным, а кроме того, что в определенных случаях закон обязывает его донести до властей те сведения, которые в своем содержании могут хранить опасные тенденции для общества (так, например, сведений о заразных, инфекционных болез­нях; о замышляемых общественно опасных, преступных действиях и др.).

В целом в документах разных стран и времен пони­мание врачебной тайны было весьма пестрым: от абсо­лютного запрещения врачу нарушать ее во всех случа­ях до полного отрицания врачебной тайны как юриди­чески закрепленного акта и выбора врачом решения, исходя из его нравственных, этических обязательств.

Дореволюционные врачи России в этом вопросе руководствовались "Факультетским обещанием", в котором значилось: "Обещаю . свято хра­нить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказывае­мого мне доверия."

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Узнайте немного больше

Урогенитальная хламидийная инфекция
К заболеваниям, передающихся половым путем (ЗППП) относят и урогенитальную хламидийную инфекцию, или хламидиоз. Возбудитель этой инфекции, Chlamydia trachomatis (C. trachomatis), имеет 18 разновидностей (так называемых серологических штаммов), которые были идентифицир ...

Эмбриология человека
Эмбриология человека, изучение развития человеческого организма от момента образования одноклеточной зиготы, или оплодотворенного яйцеклетки, до рождения ребенка. Эмбриональное (внутриутробное) развитие человека длится примерно 265–270 дней. В течение этого времени из ...